Взгляд со стороны

фев 21, 2011

Я с удовольствием  высказываю мнение о рассматриваемом вопросе статьи «Upgrade» - оснащение печатных машин дополнительными секциями второй краски. По роду своей деятельности (я начинал свою полиграфическую деятельность наладчиком импортных малоформатных офсетных машин) мне часто приходилось и сейчас приходиться иметь дело с аппаратами Т-51. Могу назвать десяток типографий в которых пришлось устанавливать эти приставки. Кстати, упоминавшиеся выше фирмы «Мегаграфикс» и «Альфаграфикс» не обошлись без моей помощи при установке и обслуживании своих приставок. Все сказанное в статье соответствует истине, я же хотел немного дополнить этот материал.

Начнем с плюсов. Кроме отменного совмещения двух цветов на печатной машине с примитивной системой равнения, приставка Т-51 дает значительное повышение оперативности работы. Чаще всего на дополнительную секцию загружают черной краской, а на основной использую все другие цвета. Это позволяет печатать простую продукцию (визитки, литовки, бланки и т.п.) редко требующую больше двух красок, с минимальными паузами на смывку машины. Печатник избавляется от утомительного процесса смывки черной краски (т.к. этот цвет присутствует в львиной доле работ) и тратит время только на смену красок на основной секции. Помню даже случаи, когда «вконец обнаглевшие» печатники умудрялись производить смывку основной секции печатной машины во время печати тиража с Т-51 и обходились вообще без простоя оборудования. Независимое включение натиска между формными и офсетными цилиндрами дупликаторов позволяло это делать.

Таким образом, при большом объеме двухкрасочной визиточно-бланочной продукции, приставная секция действительно вдвое может повысить производительность машины. И это при том, что стоимость оборудования увеличиться всего на 30-50%.

Теперь о минусах. Говоря о полноцветной печати с таких машин, поставщики оборудования лукавят (если сказать мягко). Попробую обосновать не допустимость печати цвета на машинах с приставной секцией (дупликаторе). Дело в том, что Y-схема постороения дупликаторов существенно отличается от U- схемы полноценных двухкрасочных машин. Если в последнем случае смешивание двух красок происходит непостредственно на бумажном листе, то в первом варианте два слоя сырой краски ложатся на промежуточное звено - офсетный цилиндр. Не вдаваясь в теорию, скажем пару слов о переходе краски между контактирующими поверхностями. При этом процессе краска разделяется на два слоя, один из которых остается на месте, а второй уноситься следующим цилиндром. Таким образом, проблема заключается не только в том, что краска с основной секции постепенно переходит в красочный аппарат дополнительной приставки (что, кстати, потребует регулярной смывки не через 1000, а 200-300 листов). Но и в том что же в конце концов окажется на бумаге. Есть ве роятность того, что краска с Т-51, расположенная снаружи слоя перейдет на бумагу полностью, а краска с основной секции разделиться в какой-то пропорции. Говорить о точной цветопередачи в таких условиях не приходиться. Печать полноцветной продукции по такой схеме скорее мазохизм печатника, чем нормальный производственный процесс. Работа же с двухцветными изображения имеющие небольшие перекрытия (например, треппинг) вполне допустимо.

Следующие минусы секций Т-51 - необходимость высокой квалификации персонала и стеснение пространства обслуживания машины . Именно второй фактор и явился решающим фактором демонтажа второй секции с печатной машины ITEK-3980 (Ryobi 3300CR) в типографии «Мегаграфикс» после нескольких месяцев работы (кстати, эту процедуру пришлось делать мне). Печатникам оказалось удобнее лишний раз смыть машину и сделать новый прогон, вместо мучений с навеской форм и приладкой в стесненных условиях. Конечно свою роль сыграла и конструкция машины (недаром Ryobi 3300CR является одной из самых любимых машин автора, обеспечивающей лучшую точность совмещения, удобство управления и оперативность печати среди своих аналогов). А также то, что основной спектр заказов типографии сместился в область цветной печати.

Отводные на вращающейся стойке или салазках секции второго цвета полностью решают вопрос стесненности пространства, но взамен могут поставить ставят новые проблемы. Во-первых, на сам процесс отключения-подключения требуется дополнительные затраты времени, а во-вторых, на некоторых машинах каждое подключение Т-51 сопровождалось необходимостью вновь проводить юстировку ее положения и натиска на офсетный цилиндр.

После всех этих рассуждений подведем сухой итог. Дополнительные красочные секции Т-51 - вещь хорошая и при грамотной загрузке могут принести значительную экономию средств и увеличение производительности типографии. Помню случай, когда в одной московской типографии такая приставка полностью окупилась всего за неделю при печати одного, правда достаточно длинного, тиража. Поэтому ставить их на машины можно и нужно. Но предварительно все таки советую учесть номенклатуру выполняемых работ и просчитать загрузку аппарата. Так, если печатается цветная продукция или, наоборот, лишь однокрасочные заказы, то смысла в Т-51 нет. Если же изрядная доля работ двух- трехкрасочные, то секции второй краски будет максимально эффективна.


Шарифуллин Марсель,
специально для журнала "Печать и реклама" (2000 год)
www.marsel.ru

 

Назад