Статья опубликована в апрельском номере журнала Германия-Бизнес за 2011 год.
Для начала небольшая история
Немецкая компания продала товар стоимостью 150.000 евро российской фирме. Покупатель решил вывезти товар морем, для чего попросил поставить груз в порт Гамбурга. Контракт был заключен на условиях «FAS - Франко вдоль борта судна», согласно своду правил международной торговли Инкотермс, редакции 2000 года.
Термин «Франко вдоль борта судна» означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель.
К сожалению, немецкая транспортная компания, доставляющая товар в Гамбург, безвозвратно повредила товар при выгрузке. А так как на перевозку не была заключена дополнительная страховка, помимо обязательного CMR-страхования, транспортники воспользовались своим AGB (соглашением о сотрудничестве) для того, что бы ограничить оплату ущерба суммой 4.500 евро. Адвокаты, нанятые поставщиком, не смогли ничего сделать, а адвокатские гонорары и судебные издержки съели всю сумму компенсации. То есть, потери фирмы составили 150.000 евро – полную стоимость товара. В результате фирма-поставщик была вынуждена объявить о банкротстве.
Избежать такого развития событий можно было при правильном использовании терминов Инкотермс. Если бы поставщик вместо термина «FAS - Франко вдоль борта судна» использовал термин «CPT Фрахт/перевозка оплачены до», то все было бы совсем иначе.
Термин «Фрахт/перевозка оплачены до» означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Это означает, что покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику.
Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.
Исходя из условий договора, при использовании этого термина обязательства продавца были бы полностью выполнены, когда товар был погружен на транспорт до Гамбурга. Заметьте, не поставлен в порт Гамбурга, а погружен на транспорт по месту нахождения продавца. Соответственно, право собственности на товар и все риски перевозки до порта в этом случае переходят к покупателю.
Этот пример достаточно наглядно показывает всю значительность грамотного использования Инкотермс в международной торговле.
Инкотермс 2010
Поэтому очень важно знать, что с 1 января 2011 года вступила в силу новая редакция Инкотермс 2010, которая распространяется не только на международную, но и на внутреннюю торговлю.
Между Инкотермс 2000 и новым Инкотермс 2010 есть ряд существенных отличий. Одни изменения должны будут включаться в новые договора купли-продажи товаров, заключённые до 1 января 2011 года; другие изменения просто должны быть обусловлены соглашением и приняты во внимание при подготовке контрактов, вступающих в силу с 1 января 2011 года.
Основные отличия новой редакции Инкотермс 2010
Условия: DAP и DAT: В Инкотермс 2010 количество терминов было уменьшено с 13 до 11. Но при этом создано два новых положения: «DAP - delivered at place - поставка до пункта» и «DAT - delivered at terminal - поставка до терминала», которые могут использоватся как мультимодальные. Четыре наименее используемых в практике термина были отменены (DAF, DES, DEQ, и DDU).
Термин DAT (поставка до терминала) заменил собой термин DEQ: товар предоставляется в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства. DAT в отличие от DEQ применимо для мультимодальных перевозок. По оценкам экспертов по логистике поставка до терминала DAT соответствует больше всего практике логистики в порту.
Термин DAP (поставка до пункта) является общим положением, при котором важно точно указать место назначения. Термин DAP заменяет собой три термина: DAF, DES, DDU, и предусматривает, что товар предоставляется покупателю уже готовым для разгрузки (в наших условиях для перегрузки под таможенным контролем, или же для растаможки).
Новые расходы и риски в FOB, CFR и CIF: в условиях поставки FOB (франко-борт), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт) затраты и риски устанавливаются по-новому. В Инкотермс 2000 при этих трех условиях поставки риск переходил после доставки до борта судна, а в Инкотермс 2010 переход рисков осуществляется после полной погрузки груза на борт судна.
Безопасность
Проблема безопасности товаров, судов и т.д., сейчас является одной из основных в умах людей, когда осуществляется международная торговля. Учитывая, что большинство стран сейчас предъявляют требования высочайших проверок безопасности, новые правила вводят обязательство обоих сторон предоставлять всю необходимую информацию по запросу в случаях проведения таможенной импортно/экспортной очистки. Предыдущая версия ИНКОТЕРМС не предъявляла такой вид сотрудничества.
Издержки по хранению на Терминале
Когда продавец должен организовать и оплатить за доставку товаров до согласованного места (CIP, CPT, CFR, CIF, DAT, DAP и DDP) может случиться, что уплата издержек за хранение на терминале переходят к покупателю как часть контрактной цены за товары. Тем не менее, исторически, в некоторых случаях, продавец также должен был платить терминалу за хранение (двойная уплата). ИНКОТЕРМС 2010 направлен для исправления ситуации и внесения ясности кто ответственен за уплату издержек по хранению на терминале. Однако еще предстоит выявить, положит ли это конец двойным оплатам, для тех, кто с ними сталкивался в прошлом.
Мы не возьмемся описать все отличия нового Инкотермс в рамках одной статьи и ограничимся кратким обзором переходов рисков в группах Инкотермс 2010.
Группа Е: обязательства продавца минимальны и ограничиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя.
EXW - Переход рисков в момент передачи товара на складе продавца;
Группа F: обязательства продавца ограничиваются отправкой товара, основная перевозка им не оплачена.
FCA - Переход рисков в момент передачи перевозчику на складе продавца;
FAS - Переход рисков в момент размещения товара вдоль борта судна;
FOB - Переход рисков в момент полной погрузки на борт судна.
Группа С: продавец организует и оплачивает перевозку без принятия на себя связанных с ней рисков.
CFR - Переход рисков в момент полной погрузки на борт судна;
CIF - Переход рисков в момент полной погрузки на борт судна;
CIP - Переход рисков в момент доставки/передачи перевозчику;
CPT - Переход рисков в момент доставки/передачи перевозчику.
Группа D: расходы и риски продавца максимальны, так как он обязан предоставить товары в распоряжение покупателя в оговоренном месте назначения (обеспечить прибытие).
DAT - Переход рисков в момент доставки товара на терминал покупателя;
DAP - Переход рисков в момент доставки товара в пункт указанный покупателем;
DDP - Переход рисков в момент передачи товара в распоряжение покупателя.
Внутри групп основные обязательства различаются незначительно. Например, в группе С по базисам СIF и CIP продавец обязан дополнительно застраховать товар, а в группе D по условию DDP - уплатить импортные пошлины. Внутри групп F и D есть отличия, связанные с погрузкой (разгрузкой).
Так как полный текст Инкотермс 2010 защищен международным правом, в электронном виде найти его довольно затруднительно. Те версии, которые встречаются в Интернет, как правило, представляют собой краткий и не всегда точный перевод новых терминов DAT и DAP, а так же описание сохранившихся терминов из старой версии Инкотермс 2000.
Обращаем ваше внимание на опасность использования интернет-версий Инкотермс 2010 в силу их неточности. Если у вас возникнут вопросы по правильному использованию терминов Инкотермс 2010, вы можете обратиться за консультацией в компанию Impexi Consulting Ltd., специалиста по международной торговле.
© Все права принадлежат фирме IMPEXI Consulting Ltd.
Перепечатка или любое использование текста возможны только с письменного разрешения.